Проектная деятельность младших школьников
«Человек рождён для мысли и действия» - именно эти слова древних мудрецов хотелось бы выбрать эпиграфом для сегодняшней беседы.
Не случайно психолог Н.Н. Поддьяков первым из ведущих видов деятельности ребёнка назвал, вопреки установившемуся мнению не игру, а детское экспериментирование. Поддерживая исследовательское поведение ребёнка, мы способствуем его развитию. Вместе с тем, учёные и методисты отмечают, что в последнее время наблюдается тенденция к потере интереса со стороны учеников к школьному образованию, педагоги испытывают большие трудности к активизации внимания школьников к обучению, а современные социальные условия, изменившие цели обучения, требуют от педагогов реализации идеи индивидуального подхода в условиях массовости образования.
Таким образом, поиск современных педагогических технологий становится одним из продуктивных направлений развития образования.В нашей школе это не столь новая, но востребованная в обучении проектная и исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализацииличности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Правильно выстроенное обучение может и должно осуществляться без принуждения, без насилия над ребёнком, что, возможно только в условиях доминирования исследовательских методов обучения.
Анализируя проведённую работу, можно сделать выводы о том, что проектная деятельность является эффективным методом обучения и развития детей.
Значение проектной деятельности:
1.Активизируется познавательная активность детей, т.к. в основу исследовательского метода положен собственный исследовательский поиск,а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых учителем.
2.Повышается уровень самостоятельности обучающихся, хотя рассчитывать на полную самостоятельность детей начальной школы преждевременно – они ещё не способны проявлять её в силу своих возрастных особенностей, поэтому роль учителя здесь особенно велика.
3.Дети овладевают различными способами получения информации.
4.Развиваются творческие способности детей.
5.Развитие коммуникативных навыков, что в свете введения Стандартов Второго поколения особенно важно.
6.Развиваются общеучебные умения и навыки
В работе с учениками начальных классов значительное место уделяем самостоятельной проектной деятельности, направленной на создание ими собственных творческих, исследовательских проектов , которые можно назвать учебными исследованиями уже потому, что главный их результат лежит в педагогической плоскости. Ведь дети младшего школьного возраста, как отмечали многие учёные, уже по природе своей исследователи.
Работа началась с первого класса. Это время знакомства с детьми, первое предъявление ребёнком своих интересов одноклассникам и учителю. Уже в сентябре детьми проводятся мини-самопрезентации «Расскажи мне о себе». Кто-то принесёт свои рисунки, поделки, любимые игрушки, а кто-то – альбом с засушенными листьями растений и расскажет о них – так мы уже можем найти первых «исследователей», а дети получат первый опыт публичного выступления. Мы, в свою очередь, проводим диагностику «Беседа о школе», игры на сплочение, что поможет в дальнейшей работе уже над коллективными проектами.
Постепенно детям предлагаются небольшие задания, требующие проведения микроисследований: «Что означает моё имя», «Откуда взялись названия русских рек», «Откуда взялись названия русских городов». Темы для исследований берутся в Букваре, учебнике по окружающему миру.
На этом этапе очень важно привлечь в союзники родителей. В конце первой четверти мы провели родительское собрание «Проектная деятельность младших школьников», перед собранием родителям были даны анкеты. Анкетировались и дети. Результаты анкетирования можно увидеть на слайдах. (Нашлись родители, которые уже в начале обучения смогли поделиться своими впечатлениями о первых исследованиях своих детей).
Работа над микропроектами продолжалась в течение всего первого класса, и мы уже можем поделиться первыми серьёзными успехами первоклассников.
На уроке окружающего мира по теме «Учителя, родители и книги» детям, было предложено написать свою сказку, оформить её в виде книги. Сказки троих учащихся были отправлены на конкурс «Сказка в Новогоднюю ночь», который проводился интернет-сайтом «Вектор успеха», где дети получили сертификаты участников, а их работы вошли в число 500 лучших.
Среди классных проектов хочется рассказать о проекте «Кукольный театр» и «Азбука».
В течение всего года велась подготовка к коллективной работе над большими проектами, а именно, активно применялся такой метод работы, как парное взаимодействие, ведь в больших коллективных проектах дети должны уметь общаться, слушать собеседника, без конфликтов отстаивать свою точку зрения, приходить к совместному решению. Виды работы в парах вы видите на слайде.
Во вторых классах дети работали уже над большими и серьёзными проектами и исследованиями.
На уроке по окружающему миру по теме экосистемы, у нас родилась гипотеза – а является ли наша школа экосистемой? Надо сказать, что к единому мнению на этом уроке мы не пришли. На следующий урок я пригласила учителя биологии, которая объяснила детям, что такое экосистема, показала еёсхему. И мы сделали вывод, что школа – это тоже экосистема, правда, своеобразная. На этом же уроке учащиеся старших классов, участники агитбригады выступили перед детьми. Тема выступления «Школа- экодом». Детей очень заинтересовала проблема ухудшения здоровья школьников, озвученная агитбригадой и мы решили поработать в этом направлении.
|