Методика «Цветовая социометрия»
Цель: Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими.
Подготовка. Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5x5 рядов-квадратов), состоящей из 13 цветовых и 12 белых квадратов, расположенных в следующем порядке:
– 1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;
– 2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;
– 3-й: синий, белый, красный, белый, синий;
– 4-й – как второй;
– 5-й – как первый.
Подготовить цветные фишки: красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов, каждого – по 3.
Инструкция (дается по ходу выполнения задания).
«1. Выбери цвет, который больше всего нравится, и размести фишку на красном квадрате.
2. Выбери цвета для людей (взрослых, сверстников), которых ты считаешь самыми близкими (ты их любишь, они любят тебя), и размести фишки на синих квадратиках.
3. Выбери цвета для людей, с которыми ты хотел бы общаться, и положи соответствующие фишки на зеленые квадраты.
4. Выбери цвета людей, которые тебе не нравятся (часто обижают; причиняют тебе боль; ты их боишься и т. д.), и размести фишки соответствующего цвета на черные квадраты».
Примечания:
1. Не все квадраты могут быть заполнены.
2. Выбор цвета может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут быть обозначены несколько человек.
3. Если ребенок захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это фиксируется в протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах.
Протокол
Фамилия, имя ребенка __________________________________________
Возраст ______________________________________________________
Отношение к себе
|
Выбор цвета
|
Имя
(кто обозначен)
|
Высказывания ребенка
|
Результат
|
Явно предпочти тельное
|
|
|
|
|
1.
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
|
Предпочтительное
|
|
|
|
|
1.
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
|
Антипатии
|
|
|
|
|
1.
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
|
Интерпретация данных к методике «Цветовая социометрия»
Выбор цвета
|
Отношение
|
К себе
|
явно предпочтительное – согласованное
|
предпочтительное – противоречивое
|
антипатия – конфликтное
|
Синий
|
Жалеет себя, часто обижается на мелочи. Мечтатель, склонен к фантазированию. Миролюбивый, печальный
|
Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы
|
Привлекательны интересы этого лица. Дистанция в межличностных отношениях
|
Почтительно-негативное отношение. Внутреннее состояние беспокойства
|
Желтый
|
Свободный от комплексов, оптимистичный, кокетливый. Предпочитает перемены ради перемен. Свои фантазии стремится воплотить в жизнь
|
Значимый человек, авторитет, на которого хочется быть похожим. Стремление быть ближе к человеку. Ощущение приятного возбуждения от общения с ним
|
Признание талантов и особенных, положительных черт характера
|
Зависть по отношению к данному человеку и/или легко попадает под его влияние, увлекают интересные идеи
|
Зеленый
|
Желание самоутвердиться, понравиться окружающим. Стремление к реальному удовлетворению потребностей. Склонность к депрессии
|
Ощущение спокойствия, расслабленности, удовлетворенности от этого человека
|
Мечтательный человек, переоценивающий значимость отношения к себе со стороны окружающих
|
Наличие страха, который служит причиной частого уединения в коллективе; неоправданные ожидания. Энергичный
|
Серый
|
Устойчивое стрессовое состояние,внутренний конфликт, стремление уйти из неблагоприятной ситуации. Нехватка эмоциональной отзывчивости со стороны окружающих. Самолюбив. Возможен страх одиночества
|
Признание достоинств человека, одновременно недовольство характерными особенностями: занудливостью, мелочностью, излишней опекой
|
Человек незаурядный, способный к плодотворной деятельности – это привлекает, но его непостоянство отталкивает. Слабость. Изворотливость
|
Угнетающе действует на окружающих. Неискренний человек. Часто его поведение демонстративное. Тревожный. Ранимый
|
Черный
|
Испытывает со стороны окружающих агрессию. В наличии множество необоснованных страхов. Свойственно упрямство. Любопытен. Нехватка тепла и ласки
|
Контролирует и прячет свои чувства. Озабочен отношениями с окружающими. Притягивает таинственностью, недосказанностью. Часто обещает и не выполняет
|
Часто драматизирует события, видит все в черном цвете. Если и проявляет терпимость, то за ней следует вспышка гнева
|
Действует рассудочно, отрицает положительные стороны окружающих. Высокая степень агрессивности. Эгоистичность. Тревожность
|
Оранжевый
|
Оптимист. Любит участвовать в многолюдных развлечениях. Озабоченность своим внешним видом. Приятный собеседник
|
Удивляется на некоторые действия данного лица. Ожидание новых благоприятных отношений, партнер по играм и забавам
|
Неопределенное отношение. Вызывают умиления некоторые свойства характера. Желание больше узнать о человеке, стать ближе
|
Излишняя импульсивность. Несобранность. Язвительность
|
Фиолетовый
|
Стремление к спокойствию, скорее к уединению; пониманию со стороны окружающих. Не защищен от неблагоприятных эмоциональных влияний. Неустойчивое настроение
|
Состояние, близкое к игнорированию данного человека: «Терплю, потому что нуждаюсь»
|
Болтлив. Дает множество обещаний и не выполняет их. Часть является причиной страданий ребенка
|
Некритическое отношение к себе мешает адекватно оценить собственное поведение
|
Коричневый
|
Усталость, наличие множества проблем, переживание обиды и попытка разобраться в себе. Напряженность. Стремление к комфорту. Часто непонимание со стороны окружающих
|
Немного флегматичен, предпочитает покой. Стремится избавиться от проблем, но предпочитает пассивно ждать, чем активно действовать
|
Стремление к четкому контролю над собой, вплоть до расписания режима, плана действия, но не доводит начатое дело до конца, активное стремление к эмоциональной разрядке
|
Нетерпим к окружающим, предъявляет высокую требовательность к людям, часто злобу
|
Сиреневый
|
Взбалмошный, с неустойчивыми интересами. Желание произвести впечатление
|
Инертный человек, не желающий каких-либо перемен в отношениях с ребенком
|
Нехватка психологической самостоятельности. Идеализация близких людей
|
Чувство обиды, злости. Проявления безразличия, жестокости по отношению к окружающим
|
Малиновый
|
Стремление произвести впечатление на окружающих. Авторитарность в социальных отношениях
|
Выражает жизненную силу, активность, энергичность, эмоциональность
|
Стремление окружить себя «идеальными людьми». Выдвигает на первый план собственные интересы
|
Драматизирует события. Рискует быть втянутым в бессмысленные приключения
|
Розовый
|
Стремление к наслаждениям, роскоши. Эгоистическая направленность. Тревога из-за неудовлетворенности какой-то значимой потребности
|
Проявляет интерес к данному человеку. Находит удовлетворение в процессе общения с ним
|
Любит, чтобы им восхищались. «Нарциссцизм»
|
Болезненное раздражение мешает наладить близкие контакты с окружающими
|
Красный
|
Веселый, целеустремленный, склонный к активным действиям. Некоторая неуравновешенность, но с сохранением достоинства
|
Олицетворение человека действия, который воплощает в жизнь идеи, увлекающие и ребенка
|
Хитрый, независимый человек. Восхищение им сочетается с состраданием к его недостаткам
|
Агрессивный, придирчивый, не признает за собой данные свойства. Авторитарен. Хвастлив. Стремится любыми средствами сохранить лидерство
|
Белый
|
Стремление к нежности, ласке, защите; к близкому отношению. Нервный, привязчивый. Проявляет чуткость, терпеливо выслушивает других
|
Значимый человек, отношение к которому трепетное; бывают выпады в его сторону, при этом неадекватно оценивается собственное поведение. Стремление найти у него защиту и поддержку
|
Желание самых близких личных контактов. Проявление нежности, доброжелательности к людям
|
Временный конфликт с этим лицом. Стремление избавиться от излишней опеки, эмоционального воздействия
|
|